четверг, 9 февраля 2023 г.

 

Методическая разработка

                                                                                        Для детей дошкольного возраста

  МАДОУ «ДС 474 г. Челябинска»

                                                                                      воспитатель Чудинова А.В.

 

Тема «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой и животными Южного Урала»

Этот удивительный мир природы Южного Урала… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Окружающая нас природа – это комплекс безграничных возможностей для познавательного, социально-коммуникативного, художественно – эстетического и  физического развития детей: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять закономерности, делать выводы.  Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми.

Цель моего опыта работы: формирование у дошкольников познавательного и ценностного отношения к Южному Уралу.

- формирование общих представлений об окружающей природной среде (растительном и животном мире Южного Урала);

-формирование общих представлений о своеобразии природы Южного Урала.

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения  к природе Южного Урала.

Актуальность:  основой для педагогического опыта является ФГОС ДО, где указано на то, что необходимо учитывать специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

В ООП ДО МАДОУ «ДС №474 г. Челябинска» включен пункт с описанием работы по региональному компоненту, который разработан участниками образовательных отношений.

Работа с дошкольниками по ознакомлению с Южным Уралом проходит через образовательную деятельность, самостоятельную деятельность и взаимодействия с семьями.

Задачи:

1)                Познакомить с животным миром Южного Урала

( насекомые, рыбы, птицы, звери).

          Особенности внешнего вида, питание, размножения.

2)                Познакомить с растительным миром  Южного Урала (деревья, кустарники, травы, грибы и др.).

Организация образовательной деятельности:

-  «Познавательное развитие» (растительный и животный мир Южного Урала);

- «Чтение художественной литературы» (произведения устного народного творчества народов Южного Урала);

- «Художественно – эстетическое развитие» (продуктивная деятельность по мотивам устного  творчества Южного Урала);

- «Физическое развитие» (игры народов Уральского региона).

В группе создана необходимая  развивающая предметно – пространственная среда в том числе, условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, когда в течение дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе и на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, опыты и эксперименты, рисование, лепка и т.д.). НОД и совместная образовательная деятельность планируется непрерывно с сентября по август. Воспитанники  знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают пищу, знают ,как называются мама и детеныш. Учатся устанавливать связь между местами обитания животных и растениями.

Разработаны и применяются в работе традиционные материалы:

1) Картотека загадок для детей младшего дошкольного возраста

« Животные Южного Урала»

- Картотека загадок для детей старшего дошкольного возраста

« Грибы Южного Урала»

- Картотека загадок для детей среднего дошкольного возраста

«Растения Южного Урала»

- Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с природой Южного Урала в средней группе.

-  Картотека пословиц и поговорок для детей младшего дошкольного возраста «Растения Южного Урала».

-  Картотека пословиц и поговорок для детей старшего дошкольного возраста

«Цветы Южного Урала».

- Картотека пословиц и поговорок  для детей младшего дошкольного возраста «Животные Южного Урала»

- Картотека пословиц и поговорок для детей среднего дошкольного возраста

«Цветы Южного Урала»

- Картотека пословиц и поговорок  для детей старшего дошкольного возраста «Животные Южного Урала»

-  Картотека пословиц и поговорок для детей старшего дошкольного возраста

«Цветы Южного Урала»

- Картотека скороговорок для детей старшего дошкольного возраста

«Животные Южного Урала»

- Картотека стихов для детей  младшего дошкольного возраста

«Животные Южного Урала»

- Картотека стихов для детей старшей и подготовительной группы

«Цветы Южного Урала»

2) Каталог иллюстраций животных и растений «Южного Урала» для детей дошкольного возраста.

- Каталог иллюстраций лекарственных растений «Южного Урала» для детей старшего дошкольного возраста.

-  Каталог иллюстраций грибов и ягод «Южного Урала» для детей старшего дошкольного возраста.

- Каталог иллюстраций животных для детей  младшего дошкольного возраста

«Животные Южного Урала»

- Каталог иллюстраций грызунов «Южного Урала» для детей старшего дошкольного возраста.

3) Проектная деятельность  с детьми во 2 младшей группе (например,  «Ёлочка – колкая иголочка»)

-  Проектная деятельность  с детьми старшей группы

4) КВН для детей старшего дошкольного возраста

Немаловажное значение имеет информация просвещение родителей в области охраны окружающей среды, приобщение и  вовлечение их в совместную с детьми деятельность. С этой целью я оформляла информационные стенды, проводила консультации, собрания совместные экскурсии и праздники, педагогические проекты.  В результате целенаправленной работы, родители стали активно  участвовать в образовательном процессе, они откликаются на  мои просьбы и с интересом участвуют во всех мероприятиях. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «Урожайная корзина», «Мое дерево», «Елочка- красавица».

Инновационные методы ознакомления с природой и животными Южного Урала.

В работе мне помогает блог на сайте нашего ДОУ, который я веду. Через него родители имеют возможность более подробно ознакомиться с планами образовательной деятельности, увидеть результаты проектов, а так же  ход их реализации. На группе имеются планшеты с информацией о ходе проектной и образовательной деятельности, фотографии детей в различные режимные моменты.

  Итогом моей педагогической деятельности, можно считать то, что ребята научились замечать и оберегать ползающего муравья, радоваться распускающейся черемухе, наблюдать за полетом ласточки, и тем самым я пробудила в них интерес к огромному миру природы. И я уверена, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его природным объектам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий