Методическая
разработка
Для детей дошкольного возраста
МАДОУ «ДС 474 г. Челябинска»
воспитатель Чудинова А.В.
Тема «Ознакомление
детей дошкольного возраста с природой и животными Южного Урала»
Этот удивительный мир природы Южного Урала… Он встречает ребёнка
морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн. Заставляет
остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Окружающая нас природа –
это комплекс безграничных возможностей для познавательного,
социально-коммуникативного, художественно – эстетического и физического развития детей: она даёт
возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать,
сопоставлять, анализировать, выявлять закономерности, делать выводы. Чем
больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он
общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми.
Цель моего опыта
работы: формирование у дошкольников познавательного и ценностного отношения к Южному Уралу.
-
формирование общих представлений об окружающей природной среде (растительном и
животном мире Южного Урала);
-формирование
общих представлений о своеобразии природы Южного Урала.
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Южного Урала.
Актуальность: основой для педагогического опыта является
ФГОС ДО, где указано на то, что необходимо учитывать специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность.
В ООП ДО МАДОУ «ДС
№474 г. Челябинска» включен пункт с описанием работы по региональному
компоненту, который разработан участниками образовательных отношений.
Работа с дошкольниками
по ознакомлению с Южным Уралом проходит через образовательную деятельность,
самостоятельную деятельность и взаимодействия с семьями.
Задачи:
1)
Познакомить
с животным миром Южного Урала
(
насекомые, рыбы, птицы, звери).
Особенности внешнего вида, питание,
размножения.
2)
Познакомить
с растительным миром Южного Урала
(деревья, кустарники, травы, грибы и др.).
Организация
образовательной деятельности:
-
«Познавательное развитие» (растительный и животный мир Южного Урала);
- «Чтение художественной литературы»
(произведения устного народного творчества народов Южного Урала);
- «Художественно – эстетическое развитие»
(продуктивная деятельность по мотивам устного
творчества Южного Урала);
- «Физическое развитие» (игры народов
Уральского региона).
В группе создана необходимая
развивающая предметно – пространственная среда в том числе, условия для
самостоятельной и совместной деятельности детей, когда в течение дня ребёнок
вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе и на прогулке,
игры, чтение и обсуждение литературы, опыты и эксперименты, рисование, лепка и
т.д.). НОД и совместная образовательная деятельность планируется непрерывно с
сентября по август. Воспитанники знакомятся
с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются,
как добывают пищу, знают ,как называются мама и детеныш. Учатся устанавливать
связь между местами обитания животных и растениями.
Разработаны и применяются в работе традиционные материалы:
1) Картотека загадок для детей
младшего дошкольного возраста
«
Животные Южного Урала»
- Картотека
загадок для детей старшего дошкольного возраста
«
Грибы Южного Урала»
- Картотека
загадок для детей среднего дошкольного возраста
«Растения
Южного Урала»
- Картотека дидактических игр по
ознакомлению детей с природой Южного Урала в средней группе.
- Картотека пословиц и поговорок для детей
младшего дошкольного возраста «Растения Южного Урала».
- Картотека пословиц и поговорок для детей
старшего дошкольного возраста
«Цветы
Южного Урала».
-
Картотека пословиц и поговорок для детей
младшего дошкольного возраста «Животные Южного Урала»
-
Картотека пословиц и поговорок для детей среднего дошкольного возраста
«Цветы
Южного Урала»
- Картотека пословиц и поговорок для детей старшего дошкольного возраста
«Животные Южного Урала»
- Картотека пословиц и поговорок для детей
старшего дошкольного возраста
«Цветы
Южного Урала»
-
Картотека скороговорок для детей старшего дошкольного возраста
«Животные
Южного Урала»
- Картотека
стихов для детей младшего дошкольного
возраста
«Животные
Южного Урала»
-
Картотека стихов для детей старшей и подготовительной группы
«Цветы
Южного Урала»
2)
Каталог иллюстраций животных и растений «Южного Урала» для детей дошкольного
возраста.
-
Каталог иллюстраций лекарственных растений «Южного Урала» для детей старшего
дошкольного возраста.
- Каталог иллюстраций грибов и ягод «Южного Урала»
для детей старшего дошкольного возраста.
-
Каталог иллюстраций животных для детей
младшего дошкольного возраста
«Животные
Южного Урала»
-
Каталог иллюстраций грызунов «Южного Урала» для детей старшего дошкольного
возраста.
3) Проектная
деятельность с детьми во 2 младшей
группе (например, «Ёлочка – колкая
иголочка»)
- Проектная деятельность с детьми старшей группы
4)
КВН для детей старшего дошкольного возраста
Немаловажное значение имеет информация просвещение родителей в области охраны
окружающей среды, приобщение и вовлечение их в совместную с детьми
деятельность. С этой целью я оформляла информационные стенды, проводила
консультации, собрания совместные экскурсии и праздники, педагогические проекты.
В результате целенаправленной работы,
родители стали активно участвовать в образовательном процессе, они откликаются
на мои просьбы и с интересом участвуют
во всех мероприятиях. Так, например, папы принимают участие в изготовлении
кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на
территории детского сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке
«Урожайная корзина», «Мое дерево», «Елочка- красавица».
Инновационные методы ознакомления с природой
и животными Южного Урала.
В работе мне помогает
блог на сайте нашего ДОУ, который я веду. Через него родители имеют возможность
более подробно ознакомиться с планами образовательной деятельности, увидеть
результаты проектов, а так же ход их
реализации. На группе имеются планшеты с информацией о ходе проектной и
образовательной деятельности, фотографии детей в различные режимные моменты.
Итогом моей
педагогической деятельности, можно считать то, что ребята научились замечать и
оберегать ползающего муравья, радоваться распускающейся черемухе, наблюдать за
полетом ласточки, и тем самым я пробудила в них интерес к огромному миру
природы. И я уверена, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и
бережно, с любовью относиться к его природным объектам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий